Максим Грохотов
Москва / Россия

Облако меток
SE16 latest photos
Something is wrong.
Instagram token error.
Natalie latest photos
Something is wrong.
Instagram token error.
Travel

Воркута’12. Часть 1: Москва-Печора-Инта-Сейда

on
05.06.2012

Март — первые весенние лучики солнца, первая капель, первая оттепель. Жизнь просыпается от зимней спячки. А мы снова отправляемся на Север, в зиму, в тундру. За Полярный круг. Месяцы упорной подготовки, и утром 24 марта, не благодаря, а, скорее, вопреки, мы на низком старте…в Воркуту. Воркута никогда не имела автомобильного сообщения с "большой землей", добраться до неё можно было только по железной дороге и по воздуху. В 2011 году началась укладка газопровода Бованенково-Ухта, протянувшегося на тысячи километров от западного побережья полуострова Ямал до Ухты, вдоль железной дороги, и далее на запад. Эта, циклопического размера стройка имела необходимость в прокладке технологического зимника для обслуживания компрессорных станций (КС). Так, в прошлом году экспедиция "Воркутинский тракт", пробиралась километр за километром, от одного участка укладки трубы до другого. Замкнув в итоге прямую линию между Печорой, Интой и Воркутой.
По данным разведки 2012 года, наиболее тяжелый в 2011 году участок от Инты до Сейды в этом году имел вполне приличное состояние. Соблазн оказаться в Воркуте стал велик как никогда.


Началась подготовка. По разным причинам отказались участвовать два экипажа. Отпуск на работе не давали…казалось, все было против. Руки опустились, но желание побывать в этом году еще раз на зимнем Севере было выше. Под угрозой увольнения, самовольно даю сам себе неделю отпуска. Этого вполне должно хватить на то, чтобы съездить в Нарьян-Мар, куда рано утром 24 марта мы благополучно отправляемся двумя машинам в компании Den-Djan и Rom_Ka. За день до этого, звонок Скитальца, который только что завершил основной спецучасток экспедиции "ТрансУрал 2012", и собирался подниматься в горы к горе Народная: "Макс, вы обязаны быть в Воркуте. Зимники открыты, погода отличная. Забей на Нарьян-Мар, туда каждый год можно доехать. А в Воркуту не факт, что будет еще такая возможность". Наверное, это предопределило всё. Наверное, я знал, еще до выезда, что еду не в Нарьян-Мар, а в Воркуту… Однако, такой шанс предоставляется не каждый день… и даже не каждый год. Поэтому, не воспользоваться им — преступление.

День 1. Километр за километром бежит время, проносятся мимо Ярославль, Кострома, Судиславль, Галич, Чухлома, Солигалич… такие знакомые и любимые места. А мы уходим на Телепорт — дорожку кратчайшего пути из Костромской в Вологодскую область через Гремячий. Проплывают Тотьма, Устюг, Котлас… Уже почти ночью по понтонной переправе в Коряжме уходим на правый берег Вычегды, и встаем на ночевку у сортировочного пункта лесозаготовок. За весь первый день ни одной фотографии, хотелось уехать как можно дальше. В итоге — 1 000 км, и мы недалеко от границы Коми. Ночью припустил морозец до -25, и это, пожалуй, была самая низкая температура за всю поездку.

День2. Продолжаем двигаться на северо-восток. Наконец-то я при свете яркого солнца еду в сторону Яренска. Так интересно вокруг. Еще с прошлого года хотелось все посмотреть. Множество брошенных деревень, церквей вокруг.

А те, что еще живы, производят впечатление агонии. К сожалению, такая ситуация повсеместна по Русскому Северу. Опять вспомнил Костромскую область и Чухломской район.

Яркое весеннее солнышко делает свое дело и все вокруг воспринимается не так остро удручающе. Недалеко от Яренска "отайничиваем" симпатичную церковь, которую приметили еще в январе.

Стела сразу после Яренска. Скоро уже будет целая коллекция фотографий с ней 🙂
Огромный регион. Смотрю сейчас на карту, по размеру не меньше, чем треть Европы.

Прощаемся с Вычегдой, нам на Ухту.

Долгие почти 400 километров по почти чистому асфальту, без наледи. Сумасшедшие, после обледеневших грунтовок, скорости в 120 км/ч.
Ухта. Чудесный, активно развивающийся, молодой и опрятный город. Как холеный офисный клерк…такое сравнение пришло. Ещё не зажравшийся, но уже достаточно богатый. В общем, приятные впечатления оставила Ухта. Почему не фотографировал? Опять не знаю…
Через 2 часа после Ухты мы в Нижнем Одесе, заправленные, на сдутых колесах, готовы выйти на зимник "Ираельский серпантин". Кто не знает, и интересно, можете погуглить словосочетание "Коми-Трофи".

К слову сказать, к этому моменту мне удалось убедить парней ехать в Воркуту.

Нам остался вечерне-ночной бросок до Печоры километров в 300. В гостиницу в Печоре должны приехать СкиталецЪ с Валентином после долины Балбанью, базы Желанная и горы Народная. В то же время, в ту же гостиницу приедут Один в Поле, Камыш и Винтик после их Уральской экспедиций, с ранеными Элькой и Лягушкой, которым Den-Djan с Ромкой везут запчасти.
Ираельский серпантин. Тут опять не фотографий, стало темно и фотографировать совершенно нечего. Впечатлений тьма, как ночь за окном 🙂 Но главное из них: я ехать туда больше не хочу. Лучше сделать, при наличии зимника, крюк в 60-70 км через Вуктыл, но на Ираель — нет, нет и еще раз нет. Остро стала ощущаться проблема подвески Tough Dog, которая либо устала, либо сама по себе слабая, но пробои были через каждые 100 метров. Зимник — одна сплошная волна, где разогнаться больше 40 км/ч — это постоянно прыгать. Плюс ко всему довольно скользкая и узкая, так что каждый разъезд со встречкой был немного стремным. После Ираеля началась вторая часть Коми-трофи. Уже не такая сложная… а может просто автопилот включился. Дорога не ощущалась. Просто плывешь по лесу и все…
Время подбиралось к 2 ночи, когда мы подъехали к гостишке в Печоре. На стоянке стоит СлоникЪ. Оформляемся, заслуженная банка пива и спать… Ночью приехали Даня, Камыш и Винтик. Но я этого уже не видел и не слышал.

День3. Как ахренительно здорово было встретить на завтраке Димку и Валентина. Это просто пипец какой заряд позитива дало. Ребята нам провели небольшую экскурсию по Печоре, после чего мы проводили их до поворота на Чикшино, и там попрощались.

Пока Даня и Камыш чинили свои машины, мы покатались по окрестностям и городу.
Ледовая переправа через могучую северную реку Печора.

Сам город не оставил ровным счетом никакого впечатления. Вот совсем никак. То ли не попал под настроение, то ли еще что. Но не понравился. И это ни разу не камень в сторону жителей. Они как раз таки очень дружелюбные и отзывчивые…
Центральная площадь, кинотеатр. Привет из детства 🙂

Собственно, показать что-либо из Печоры больше нечего…
Вечером, в бане, Даня выражает желание ехать с нами, т.к. у него еще неделя отпуска. Почему бы и нет, втроем, наверное, веселее, чем вдвоем 🙂 Завтра, рано утром стартуем.

День 4. Утром 27 марта мы продолжили путь на северо-восток, уже тремя машинами. Промежуточной точкой у нас Инта, где есть заправка. Оттуда до Воркуты нет ничего, кроме маленьких поселков вдоль железки.

Сдуваемся до полторашек, а я вообще, наверное, до единицы. Сразу же движение по тряскучему зимнику стало на порядок приятнее 🙂

Даня не устает даже на мелких остановках что-то ремонтировать, подкручивать, прикручивать. Авось — так он назвал Эльку:) Наверное, да…в этом есть скрытый смысл 🙂

Проносятся километры, проносятся мысли…что ждать от этого, от следующего дня? Как оно там, на краю Европы? Какой он, Океан…северный и ледовитый. Это вторая цель, которая стояла передо мной. Как оказалось впоследствии, это была только моя цель… Но об этом чуть позже.
Пока же проносится тайга, проплывают болота, носятся тяжелые камазы, везде какие-то громадные краны, куски Трубы…

Минут через двадцать упираемся в громадную пробищу.

Там, где на горизонте видны краны идет укладка трубы, и полотно зимника занято тяжелой техникой.
Даня куда-то пропадает, потом появляется, говорит что сейчас поедем.

Потом снова пропадает. Едем.
— А теперь сдуваемся до самого возможного предела, будем объезжать по целине.
После этих слов Авось шустро ныряет в снег и пытается ехать. И едет…

Успеваю внимательно рассмотреть то, что происходит с процессом укладки трубы. Серьезно выглядит. Внушает. Все такое большое, тяжелое, мощное…

Тем временем, Авось выбирается из снежной мантии. Наша с Монькой очередь.
Так, для сравнения размер машины с кранообразными чудовищами 🙂

Две трети мы благополучно протоптали, а потом сочетание бензин+автомат ехать отказалось совсем. Т.е. мы не застряли, нет. Просто не крутилось ни одно колесо. Машина вся напрягается, даже немного качается, но не едет. Колеса как будто влипли в снег. Очень неприятное ощущение, никогда такого не видел, чтобы не крутилось ни одно из четырех колес. На помощь приходит Даня с Авосем 🙂

Препятствие номер 2. ГТСка, закрывшая проезд. Опресовка. Никто не проедет. Никакие уговоры не действуют. До тех пор, пока с противоположной стороны не приехали автомобили, который к СГК никакого отношения не имели. Логика была примерно такая: "Ну раз там (со стороны Инты) пускают, то чего я здесь людей держать буду?". ГТС сторонится в тундру, проезжаем.

Первый звоночек. Опресовка в любом случае начнется. И зимник будет закрыт… А назад еще ехать… А может через Яры, Лаборовую на Лабытнанги и Салехард. Немой вопрос повис в воздухе. Казалось бы, что и времени довольно немного. Сегодня вторник, а в воскресенье вечером надо быть дома. Но и на обратном пути можно влипнуть на закрытый зимник и…привет.

Чуть больше чем за час добрались до Инты, без особых сложностей, за исключением моего улета с зимника. Скорость была довольно высокая, около 70 км/ч, так что мы не взлетели над снежным отвалом, а пробили его. Благо, не было деревьев… Наверное, болото. Видеорегистратор все снял, может быть когда-нибудь дойдут руки сделать ролик 🙂

Инта. Чудесный город, не сравним ни разу с Печорой. Очень уютный, чистый и опрятный.
Вставляю фотографию водонапорной башни, символа Инты, с обратного пути.

Пока посетили магазин национальных комийских сувениров, дело стало близиться к заказу. Надо двигаться дальше. Как можно ближе подобраться к Воркуте.

После Инты трафика до Сивой Маски стало значительно меньше, тут, безусловно, на закате получались самые красивые фотографии, да и пейзажи стали гораздо интереснее.

Зимник снова стал довольно прыгучим. На одном из трамплинов у Den-Djan отрывается крепление ARB'шного бампера.

Пока его закрепляли, Даня снова стал что-то чинить 🙂

Красотища вокруг просто нереальная!

Золотые руки Ромки решали все вопросы с техникой "на раз".

Уже в сумерках по "ледянке" переезжаем крупную реку Уса. И немного за Сивой Маской пересекаем Полярный Круг.

Как себе представить Полярный круг? Это что-то такое снежное, чистое, красивое….

А тут аццки носятся по ужасно пыльной отсыпке Белазы, Камазы, Уралы. Пыль стоит столбом! Выходя из машины получаешь заряд в лицо не снега, а грязи. Жесть конечно. За день пересекают Полярный круг сотни и тысячи раз, и даже не задумываются об этом. И тут какие то сумасшедшие на малюсеньких машинках останавливаются на обочине и радостно моргают аварийкой, отмечая пересечение магической черты 🙂 Дальше фотографий нет. Темно. Еще пара часов, останавливаемся не доезжая километров 50 до Воркуты. Сил нет, на небе робкий и нежный зачаток "того, о чем не говорят вслух". Картинку, передаваемую глазом, мозг воспринимает как облака. Немного странные, нелогичные, но облака. А камера на выдержке говорит о большем. "Облака" становятся зелеными 🙂 Фотография получилась плохо, поэтому не выкладываю. Но это было! Мы три года шли к этому! ЭТО было над нашими головами!!! Ощущение нереальности пришло уже потом, совсем потом. А пока — дежурное пиво и сон без сновидений под мощными прожекторами какой-то кваказябры-экскаватора, роющего что-то километрах в двух от нас. К слову, на ночевку встали в каком-то кармане. Видимо, тут отстойник тяжелой техники. Мысль о том, что экскаватор роет траншею вдоль зимника, даже не пришла. О том, что может окопать нас почему-то тоже не пришла…

TAGS
RELATED POSTS

LEAVE A COMMENT