Максим Грохотов
Москва / Россия

Облако меток
SE16 latest photos
Something is wrong. Response takes too long or there is JS error. Press Ctrl+Shift+J or Cmd+Shift+J on a Mac.
Natalie latest photos
Something is wrong. Response takes too long or there is JS error. Press Ctrl+Shift+J or Cmd+Shift+J on a Mac.
Северный Кавказ

Кавказ блиц. Эпизод 1

on
09.09.2017

Давненько я не был в горах. Высокие, белоснежные горы стали даже сниться в последнее время. Поэтому, когда весной появилась перспектива оказаться, пусть даже и всего лишь на несколько дней, на Кавказе, то я почти не сомневался. В конце июня у моей дочери-скалолазки были запланированы тренировки на скалах в легендарном Гуамском ущелье в течении недели. Изначально, я планировал использовать эти дни, чтобы на 3-4 дня уйти в пешее соло по плато Лаго-Наки. Во-первых, я уже давно мечтал о возможности не спеша провести съемку одного и того же места вечером, ночью и утром, и так — 3-4 точки. Во-вторых, мальчик я уже не маленький, и пора начать бороться со страхами одиночных ночевок 😃 смешно, да? А вот мне ни разу не смешно… Но Вселенная распорядилась иначе, и за 10 дней до отъезда надорвал связку стопы. На ближайшую неделю это, практически, обездвижило меня, а еще пару месяцев, по заключению врача, отсутствие нагрузок и внимательное, бережное отношение. Одним словом, задуманное не состоялось, что вернуло меня из виртуальных пеших туристов во вполне реального алко турика-джипера.
Глядя на карту Северного Кавказа, глаз сразу притягивают несколько точек, которые остались нераскрытыми, недосказанными и недосъезженными. До этого лета на Кавказе мы были дважды: зимой и весной. И в тот, и в другой раз были очень ограничены в свободе передвижения. Зимой вообще никуда не проехать вне асфальта, за исключением перевала Лха (2466 м.), между Чегемским и Баксанским ущельями. Да и то, я считаю, что то, что мы там проехали было приятной случайностью. А весной — вроде бы, снизу кажется, что любой перевал — наш. А по факту, оказывается: тут снег не растаял, а там лавина сошла. Единственный перевал, который смогли пройти весной — это Думала-Ауш (2997 м.), между Безенгийским и Чегемским ущельями. В этот раз — самое настоящее лето, все перевалы открыты, манят своей доступностью, а изумрудный бархат холмов неизменно радует и ласкает взор. Общепринято, что вид с плато Бермамыт на Эльбрус и Большой Кавказский хребет (БКХ) — самый-самый. Отсюда и начнём, а закончим там, куда сможем доехать в сторону Тырныауза.
Кстати, предстоящие три дня я проведу в замечательной компании моего старого друга, который нашел в себе силы и возможность примчать из Москвы ради даже такого короткого приключения.

1. Сонное утро ворвалось лучами жаркого солнца в окна гостевого дома в Гуамке. С замиранием сердца предвкушаю предстоящую встречу и те виды и эмоции, которые я получу. Впереди 420 км до Кисловодска. Хоть я и планировал проехать их за 4-5 часов, но вышло 6-7… Зато заехал на традиционный и горячо любимый перевал Гум-Баши (2144 м.) в надежде поесть вкуснейших хычинов и попить горного чая в кафе с видом ГКХ. Но, к моему удивлению, кафе было закрыто, а ГКХ не показывали. Ну ладно, зато очень контрастно и драматичненько получилось. В Lightroom я обычно проставляю теги к фотографиям, и вот, нажав на соотвествующий тег, увидел, что собралась уже целая коллекция времен года и вариаций погоды на перевале Гум-Баши. Нет пока только осенней карточки.

2. Помню, как меня впечатлили эти каменные стены, когда я увидел их впервые. Сейчас воспринимается уже не так остро, но, зато, вызывают гораздо более теплые чувства, как старый добрый друг.

3. Летом, конечно же, тут совсем все по-другому. В складках холмов и скал прячутся густые рощи, суровые каменные склоны обрамлены уютной зеленью, а теплый солнечный свет питает жизнью это зелёное сумасшествие.

4. Ладно, что-то я отвлёкся в лирику. У меня впереди встреча, которая должна была состояться еще полчаса назад. И мне надо мчать к Медовым водопадам под Кисловодском. Местечко известное всем местным и отдыхающим курортникам. Поэтому, я уже знаю заранее, что там увижу и иллюзий не питаю.

5. Нет, там, конечно же, красиво. И водопады очень даже…но микроавтобусы и, даже, автобусы со страждущими до природных красот, делают свое дело. Минут 10 крутился и так, и этак, чтобы сделать кадр, на котором было бы не очень много людей. И ладно их. Мы же решили выезжать от водопадов наверх, в сторону поселка Элькуш, чтобы оттуда, не выезжая на асфальт, уже мчать к закатному великолепию, открывающемуся с вершины горы Большой Бермамыт (2592 м.).

6. Но не тут-то было 🙂 Решилось мне, что не плохо было бы спуститься в Кисловодск и заправиться. «Я же тут уже был, вполне справлюсь с доездингом в одиночку»,- сказал себе я. «Ты езжай вдоль лэп, а я через часочек приеду с холодной колой для вечернего виски и пивом»,- сказал другу и отправился вниз. С задачей купить топлива и алкоголя успешно справился. Тут можно медаль выдавать мне. А вот с «вернусь через часочек» — что-то пошло не так. Подъехав к Кичи-Балык по асфальту, возник внутренний диалог: «Нет, ну я же этой дорогой уже ездил на Бермамыт. Может быть тут есть альтернатива?». OSMAnd в помощь. Дорога действительно есть, и, более того, OSMAnd уверенно прокладывает по ней дорогу. Алга! Вокруг красивый закатный свет, хоть через каждые 200 метров можно останавливаться на съемку!

7. Любимая машинка отлично вписывается во всё это великолепие. Это ёе стихия. Вокруг никого, лишь редкие лошади выходят из-за пригорка.

8. Чем выше понимаюсь, тем всё более и более выразительным становится свет и тем ближе и ближе становится небо. Рваными кусками прилетают небольшие облака, принося с собой не только мистичность, но и ощутимую прохладу.

9. Оно, небо, даже иногда перебегает дорогу, которая узенькой ниткой тянется в заманчивые высоты.

10. От изумрудного бархата холмов категорически невозможно оторвать взгляд. Их хочется трогать и гладить. Какая-то невыразимая ми-ми-мишность во всем этом.

11. Возможно, у меня всё вышло очень долго с дорогой до Бермамыта именно по причине того, что я много снимал. Сюжеты повсюду, в прямом смысле слова, через каждые 50-100-200 метров. Тут я начал немного завидовать пешим туристам, и не зря. На эту тему у меня родился целый поток мыслей, который чётко сформировался уже на акклиматизационных выходах в Баксанском ущелье полуторами месяцами спустя. Снимая, я совершенно не заметил, что до цели я не проехал и половины пути, а солнышко, тепло поцеловав на прощание, скрылось за сопками.

12. Я не знаю как правильно у трушных фотографов называется это. По мне так это «розовый час», когда показавшийся слева от меня БКХ (Большой Кавказский хребет) окрасился в фиолетово-розовые краски. В этот самый момент меня посетило слегка тревожное чувство, что вот-вот стемнеет, а мне еще 12 км ехать по абсолютно неизвестной мне горной дороге, которая с каждым километром стала становиться уже и каменистее, а в низинах стали попадаться хорошие такие грязки с мягким дном.

13. Но оторваться от того, что меня окружило со всех сторон, абсолютно невозможно. Когда на горизонте показался Он, великолепный гигант Эльбрус, своими снежно-ледовыми вершинами возвышаясь над облаками, я просто не мог пошевелиться. Гора-мечта! «Дедушка Эльбрус, скоро мы придем к тебе, скоро мы будем стоять на твоих ледовых склонах. Пусти нас, дай погоды и чуточку удачи…»,- примерно такие мысли были в то мгновение.

14. Идеальный пейзаж за окном автомобиля. Еду, лениво ползут километры, вместе со мной едут и горы, создавая неповторимое настроение.

15. Тем временем, лужи на дорожке становятся всё длиннее и длиннее. До точки примерно 5 километров по азимуту, там ждет Друг с прохладными напитками и вкусным мясом, а я упираюсь в верховое болото. Один, без лебедки, на небольших и уже изношенных хАТ колесах, в глубоких сумерках. Походил вверх-вниз, промочил ноги. Вверху — тот ручей, который устроил болото, имеет достаточно глубокую промоину — не вариант. Внизу — вроде сухо, но хороший уклон в сторону обрыва, до которого метра 3, а потом — вечность. Сказать, что мне стало обидно, наверное, не сказать ничего. Теперь нужно в сумерках возвращаться 19 километров вниз, в Кичи-Балык, и там уже решать: ехать ли в темноте через всё плато или включить здравый смысл и спуститься по асфальту в Кисловодск, чтобы там лечь спать в гостишке. Ведь вверху меня ждут, и понимают, что если я не приехал, то на то очень веские причины, либо же я упал в пропасть. По крайней мере, я думал бы примерно так. Внезапно «надуло» связь. Звоню супруге в Москву: «Ты только не волнуйся, но я потерялся в горах….». Натали, после череды юмора в мой адрес, предложила мне остаться на ночь, поужинать и лечь спать. Заманчиво! Но тут опять пришли мои страхи одиночных ночевок. Как с этим бороться — не понятно. Решение принято: спускаюсь вниз. На скриншоте хорошо видно насколько близко я был.

16. В любом случае, такой экспириенс того стоил. Чумовой закат, красивые горы, великолепный Эльбрус, слегка щекотливая ситуация — всё это сделало мой день и осталось в памяти. Впереди спуск вниз, на котором я чуть не «ушанул» машину. Пришлось резкими движениями руля и педали газа ставить её поперек склона с тем, чтобы спуститься немного вниз на еще одну колею. Уже затемно я был в Кичи-Балык. Минут 5 раздумий и вот я мчу в ночной прохладе по плато Бермамыт туда, где меня ждут. Не знаю сколько я ехал, не засекал, но добрался где-то к 12 ночи. А дальше…а дальше было вкусно, было много напитков и эмоциональных рассказов под покровом миллиардов звезд в ночном небе.

17. Вот так выглядит мой трек вечерне-ночного спецэтапа по Бермамыту.

На завтра я запланировал встать в 4 утра на рассветную съемку и нас ждет интереснейшая и красивейшая дорога к Джилы-Су у северного склона Эльбруса.

TAGS

LEAVE A COMMENT